Предмет «Классический танец» по праву считается главным в процессе подготовки учащихся-хореографов любого профиля. Какие бы изменения не вносило бы время в хореографию, какие бы современные направления ни появлялись в танце, одно остается неизменным - классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.
Современную школу Классического танца отличает строгая простота линий, отточеность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворенность.
Изучение основ Классического танца- процесс сложный, требующий от учащихся постоянного труда, внимания, памяти, воли. Но это также и счастливый процесс познания прекрасно путем формирования собственного организма, воспитания в нем красоты, гармонии, и благородства движений и чувств.
Балетные и танцевальные движения имеют французские названия. они были придуманы в Королевской академии во Франции в 17 в. При Людовике 14.
Терминология
Экзерсис- система упражнений, направленная на развитие и укрепления всего суставно-мышечного аппарат.
Позиции рук.
Позиции ног.
Постановка корпуса – правильно поставленный корпус: плечи свободно опущены и раскрыты, лопатки не соединяются, ягодичные мышцы напряжены и подтянуты настолько, чтобы корпус стал прямым, легким и стройным.
Препарасьон- подготовка к упражнению. Правило «трех счетов».
Плие (приседание) – развивает подвижность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Оно развивает силу ног, выворотность, эластичность.
Батман тандю ( работа вытянутой ногой) – вырабатывает натянутость всей ноги: в колене, подъеме, пальцах. Развивает силу ног.
Батман тандю жэтэ (бросок вытянутой ноги на 25*) - воспитывает стопы для прыжка, развивает подвижность тазобедренного сустава.
Ронд де жамб пар терр (круг вытянотой ногой по полу) – развивает выворотность в тазобедренном суставе.
Пассе пар терр ( перевод ноги по полу через 1 поз)
Сюр леку де пье (положение ноги на щиколотке).
Батман фондю (тающие, мягкие батманы)- вырабатывает мягкость,эластичность приседаний, что необходимо в прыжках. Воспитывает силу ног.
Батман фраппэ (ударяющее движение)- развивает силу ног, ловкост и подвижность коленного и тазобедренного суставов.
Релеве (поднятие на полупальцы) – вырабатывает силу ног.
Релеве лян (медленное поднимание ноги на 90*)- развивает шаг, силу бедра.
Батман Девлёпэ (вынимание ноги от колена) – развивает и укрепляет мышцы тазобедренного сустава.
Гранд батман (резкий бросок ноги) – развивает силу, ловкость ног в танцевальном шаге.
Аллегро (Прыжки)
Тэм левэ Сотэ (прыжок с обеих ног на две) – высокий, легкий прыжок по позициям 1,2,5.
Па эшаппэ - прыжок из 5 поз. На 2 и обратно.
Шанжман де пье – прыжок из 5 в 5 позицию.
Пор де бра (движения рук)
Позы классического танца
Поза в классическом танце - остановка в движении, во время которой тяжесть тела танцовщика удерживается в устойчивом равновесии на одной (опорной) ноге, в то время как другая нога отведена вперед, в сторону или назад. Различают малые позы с отведенной ногой, находящейся на полу и большие позы с поднятой отведенной ногой.
Круазе - поза классического танца со скрещенным (закрытым) положением ног.
Эффасе - поза классического танца с развернутым (открытым) положением ног.
Экарте.
Только труд может создать легкость, красоту и вдохновенность танца.
Галина Уланова